Царское дело: эволюция ванных и туалетов

Пожалуй, нет такового человека, которому не был бы известен ответ на детский вопрос-загадку - «куда правитель пешком прогуливается?». Естественно, в ванную и туалет. Но сравнимо не так давно, всего полтора века вспять, не было ни санузлов, ни ванных комнат в теперешнем осознании. И царствуй, хотя и пешком, прогуливались совершенно в другие помещения. История перевоплощения этих скрытых мест, пожалуй, захватывает не меньше, чем эволюция динозавров, хотя и протекала она куда стремительнее...

«Сработанный еще рабами Рима…»

Маяковский, как понятно, писал о водопроводе, без которого современный санузел нереально представить. Но римляне его хотя и интенсивно использовали, но совсем не изобретали: ванны с проточной водой были известны еще критянам и старым египтянам за полторы тыщи лет до Новейшей эпохи. Издавна знали водопровод и на Далеком Востоке, и в Индии. Но вот перевоплотить процесс омовения и отправления естественных надобностей в искусство первыми додумались, похоже, обитатели Италии. Ах так, к примеру, описывал ванную комнату обыкновенной римской виллы времен упадка Империи ее владелец, авторитетный гражданин Сидоний Аполлинарий (V в.):

«С восточной стороны примыкает к вилле купальня, либо, если ты хочешь, по-гречески, baptisterium, которая содержит внутри себя около 20 тыщ мер воды. Сюда-то и перебегают через двери, проделанные в стенке, в форме свода, из теплой бани; среди бассейна высятся не пилястры, но колонны, которые неплохими конструкторами почитаются за наилучшее украшение. Снаружи, вокруг купальни, проложено 6 труб, по которым стремятся с верхушки горы потоки вод; любая из их завершается львиной пастью, так отлично изготовленной, что люди, входящие туда, не быв предупреждены заблаговременно, задумываются, что вправду лицезреют впереди себя зубы, готовые сожрать их, глаза, сверкающие от ярости, и всклоченную гриву».

Термы Каракаллы (III век н.э.)

Такие купальни были снабжены не только лишь проточной прохладной, да и жаркой водой, и даже системой теплых полов, которые обогревались жарким воздухом от особых подвальных печей через систему глиняних труб. Схожим же образом отапливались и остальные помещения. Вобщем, даже самая шикарная вилла уступала по оснащению и убранству коллективным «помывочным» - термам. Для римского гражданина, хоть сколько-либо обеспеченного, поход туда был неотклонимым соц действом – можно было презирать цирк, третировать театром, но игнорировать баню значило прослыть совершенно уж эксцентричным человеком.

Неотъемлемой частью терм и римской культуры в целом были и… публичные туалеты. Особенной стеснительностью обитатели Империи не мучались: уборные («фрики») также становились типичными клубами, тем паче что плата за вход в их была хотя и низкой, но довольно осязаемой. Отделывались эти заведения также со всей тщательностью: ряды мраморных либо древесных сидений, пышно увенчанные фресками стенки и мозаичные полы (к примеру, таковы они в сохранившейся публичной уборной в Тунисе). По всей видимости, противные запахи гостей не волновали, благодаря тому, что туалеты устраивались над каналами с быстротекущей проточной водой (время от времени уже использованной для купания в бассейнах).

Для того чтоб сделать времяпровождение еще больше приятным, седалища размещались полукругом – так было удобнее вести беседы. В центре помещения размещался резервуар с водой и особыми губами, которыми воспользовались в гигиенических целях. Не считая того, услужливые рабы обеспечивали гостям высокий комфорт (в том числе – подогревали каменные сидения неизменным клиентам), потому многие римляне проводили в таких уборных много времени, нередко назначая тут принципиальные встречи.

Нехитро, что строительство новых терм было делом гос значимости – тому свидетельством дошедшие до наших дней руины Терм Каракаллы. На 11 гектарах постоянного парка расположился реальный «физкультурно-оздоровительный комплекс», если воспользоваться современной терминологией. Все помещения освещались естественным светом через большие окна, «застекленные» полупрозрачными пластинами оникса, стенки были облицованы полированным мрамором, мозаичные полы также выложены мрамором и ониксом.

Огромное количество бассейнов с жаркой, теплой и прохладной водой позволяли сразу умываться и плавать нескольким соткам человек. Вода в бассейны попадала из больших резервуаров, которые представляли собой 64 цистерны, любая с маленькой зал. Они заполнялись из 1-го из самых больших римских акведуков, несущих воду с гор – Аква Марция. Тут можно было и поесть, и отыскать доктора и, даже, помолиться – строились при банях и святилища.

Серия "Одеон" (Группа Kerama Marazzi)

Римский подход к «санузлам» задал «модные тенденции» на столетия вперед: мозаика и керамика, в наилучших имперских традициях, и сейчас правят бал, как во дворцах, так и в квартирах многоэтажек. Нехитро – благодаря «видовому разнообразию» и простоте монтажа такие покрытия позволяют стремительно и отлично создавать самые неоднозначные интерьеры. Не считая того, они не только лишь красивы, да и гигиеничны, так как мыть и обеззараживать керамику не составляет труда. Вобщем, и сам римский стиль популярен уже третью тыщу лет.

«Классические интерьеры ванных комнат и туалетов, - гласит Светлана Бирюкова, дизайнер Группы KERAMA MARAZZI, ведущего русского производителя глиняной плитки и глиняного гранита, - так комфортны, в их так естественно и беспроблемно вписывается фактически неважно какая современная сантехника, что их популярность была, есть и будет размеренно высочайшей. Логично, что у большинства современных производителей для «классики» непременно находится место: к примеру, в нашей последней коллекции «Французский стиль» есть серия «Одеон», достоверно имитирующая мрамор, при этом в качестве декора употребляются вставки-камеи, повторяющие древние образцы».

«Англичанин, мудрец…»

Падение Римской империи, длившееся, к слову, не одно столетие, погребло под собой не только лишь цирки и храмы, да и культуру мытья, ну и большая часть гигиенических способностей. Вобщем, стоит развеять общее заблуждение о полной нечистоплотности средневековых людей: как раз в Средневековье, в особенности преждевременное, люди умываться обожали и за собой, в общем, наблюдали. Тому свидетельством бани в Равенне, столице Теодориха Величавого (VI в.), остготского короля, владыки Италии. Ну и в написанном сначала XIV в. доктором Арнольдом из Виллановы «Салернском кодексе», адресованном британскому королю, рекомендуется:

«Руки, проснувшись, омой и глаза водою прохладной,
В меру туда и сюда походи, потянись, расправляя
Члены свои, причешись и зубы почисти.
Всё это Мозг крепит и силу вливает в остальные члены.
Ванну прими…».

Поменялось все на заре Возрождения, когда на Европу обвалилась чума. Из-за огромного количества зараженных в коллективных бассейнах (нездоровых пробовали вылечивать ваннами), они стали эпицентрами распространения «черной смерти». Это увидели, но, как нередко бывает, в буквальном смысле «с водой выплеснули ребенка»: решили, что болезнь связана с лишней чистоплотностью. И началась эра полной грязищи, продлившаяся несколько столетий…

Но, если быть грязнулей, в общем, легко и не делает особенных неудобств окружающим, то отправление естественных надобностей, в особенности в городках, преобразуется в суровую социальную делему. Решить ее пробовали с переменным фуррором, но далее ночных горшков инженерная идея не уходила достаточно длительно. Только в конце XVI в. в Великобритании была разработана более-менее успешная конструкция, ставшая макетом современного унитаза (ну и канализации!).

Предпосылкой ее сотворения стала в буквальном смысле нестерпимая атмосфера в царской резиденции. Потому известный придворный поэт (ему приписывают авторство многих шекспировских произведений), техник, интриган и авантюрист сэр Джон Харингтон решил сделать для царицы Елизаветы I реальный унитаз с водяным смывом. Вобщем, новинка не прижилась, так как главной собственной цели – избавления монархини от противных запахов, «Аякс» не достигнул.

Сэр Джон Харрингтон

По-настоящему отношение к гигиене вновь изменила ужасная эпидемия. После пары лет «великой английской вони» (в жару отбросы и стоки, невозбранно попадающие в Темзу, не успевали уноситься течением; они заражали источники питьевой воды и порождали нестерпимый запах), принесшей за собой к тому же холеру, британцы серьезно озаботились неуввязками чистоты. Революцию произвело изобретение в 1849 году «сифона» - U-образного извива сточной трубы меж унитазом и входом в сточную канаву. Меж иным, приблизительно в это время появилось и само слово «унитаз». Мастера Джордж Дженнингс и Томас Твитворд выдумали единую конструкцию, состоящую из обычных сейчас стульчака и сливного бака, окрестили по-латински unitas («единство») и, возрождая традицию, представили ее царице Виктории.

Далее развитие «туалетных» технологий происходит все стремительнее, вкупе с убыстряющимся ритмом жизни. Сначала XIX в. появился душ. Одна из самых ранешних моделей, выпущенная в 1830 году, устанавливалась в ванне, откуда вода вручную накачивалась в верхнюю лейку. Таким макаром обычная помывка преобразовывалась в достаточно суровую тренировку.

Александр Манукян, глава компании Delta Faucet Company

Эволюция ванных и туалетов резко ускорилась с ростом урбанизации. В больших городках, где жилое место ограничено типовой архитектурой многоэтажек, от душа и унитаза потребовались не только лишь функциональность, да и компактность. Конструкции сантехники усложнялись и миниатюризировались, приспосабливаясь к сужающимся площадям. Так, уже посреди прошедшего века Александр Манукян изобретает однорычажный смеситель, а швейцарцы из Geberit разрабатывают встроенную сантехнику. Инсталляционные стойки дозволили убрать массивные бачки в стенку, «подвесив» унитаз и освободив драгоценные см места. «Можно сказать, - считает Оксана Клевец, менеджер по продаже сантехники Hatria, - что теснота в этом случае – движок не только лишь прогресса, да и дизайна. К примеру, интегрированная сантехника не просто добавляет полезной площади, да и позволяет решать довольно сложные строительные задачки, делая интерьер более «воздушным». Замечу, кстати, что встраивание техники – не единственный пример того, как «продвинутая» разработка сберегает место. Для случаев, когда установка инсталляционной стойки неосуществим, есть вариант с «монолитным» бачком унитаза. Эта система – Monolith (она предлагается и в Рф) – позволяет зрительно убрать антипатичные технические детали».

Сантехническая система G-FULL (Hatria, Marazzi Group)

Когда, уже в наши деньки, дизайн, вместе с качеством, стал одним из основных критериев потребительского выбора, в дело вновь вступили итальянцы, оказавшись законодателями мод. Компания Hatria смогла возвратить в современную ванную дух римских терм довольно обычным методом: продукция делается не из стандартного дешевенького фаянса, а из фарфора Vitreous China. Подмена дозволила сделать изделия сложной формы и очень высочайшего свойства. Одну из разработок Hatria, пару лет вспять получившую престижную премию Ассоциации Промышленного Дизайна Италии (ADI), систему G-FULL, и совсем можно именовать достойной наследницей античности. Система, больше схожая на скамью из великодушного дерева, представляет собой единое моноблочное изделие: унитаз с комфортным сиденьем и биде. Оба устройства укрыты под общей крышкой, которая делается из массива ирокко. Это дерево, произрастающее в Африке, обширно применяется при строительстве яхт, так как не опасается воды. Вобщем, для последователей хай-тек, верх может изготавливаться из полимерного композита.

Сантехническая система G-FULL (Hatria, Marazzi Group)

Нужно увидеть, что внедрение фарфора и дерева делает изделия более громоздкими, чем обыденные (к примеру, G-FULL добивается 50 кг). Но «лишний» вес не только лишь гласит о качестве материала, да и делает технику более устойчивой и надежной.

Эволюция ванной комнаты – штука наинтереснейшая: от мозаичных терм Каракаллы до сверхтехнологичного санузла в городской многоэтажке - «дистанция большого размера», в какой уложились и сибаритские характеры Старого Рима, и нечистоплотность позднего средневековья, и маниакальная страсть к гигиене современного человека. И если венцом развития животного мира можно признать человека, то конфигурации в ванных все еще идут, подчиняясь прихотливой моде. Вобщем, с аспектами удачливости «сантехнической эволюции» люди уже очевидно обусловились: на верхушке остаются стиль, качество и долговечность.

Прожектор светодиодный уличный SMD Volpe Q515 50 Вт 6500 К IP65

Прожектор уличный Volpe употребляется для освещения открытых площадок либо подсветки частей строений и объектов. Модель можно использовать для освещения проездов, детских игровых площадок, гаражей, складских помещений и придомовой местности. Прожектор размерами 14,7 × 10,3 × 4 см заключён в герметичный дюралевый корпус и имеет подвижный кронштейн на крепления. Цвет — сероватый.

В приборе применен светодиодный (SMD) тип ламп. Лампы общей мощностью 50 Вт дают лучший для уличного освещения прохладный белоснежный (голубой) свет с цветовой температурой 6500 К. Модель работает от бытовой сети переменного тока с напряжением 220-240 В.

Достоинства

Подробнее о том, как избрать уличное освещение, читайте в нашей статье.